ВОЯЖ. Все Оттенки Яркой Жизни
HomeE-mailКарта сайтаПечатьFacebookFacebooktwitter
 Поиск по сайту:
Полеты на МИГ-29Турфирмы на картеЗагранпаспорт
Лучший туристический сайт 2005-2011 гг.


добавить на Яндекс


Зачем ехать в Нижний?

Мария Свиридова

Наш город купеческий. Но об этом забыли.
Нижний Новгород входит в пятерку самых привлекательных для туристов мест в России, но по развитию туризма он находится в последней трети списка городов, занимающихся этим видом деятельности. Так считает директор известной в нашем городе туристической фирмы "Роза ветров" Мария СВИРИДОВА. Чем объясняется столь большой разрыв между возможностями Нижнего в туризме и их реализацией?


Занятие туризмом в России сравнимо с хождением по лезвию бритвы. И с точки зрения климатических условий: короткое и не всегда благоприятное лето, суровая зима. И с точки зрения экономики: я, например, внутренний туризм и прием дотирую из доходов, полученных за счет отправки нижегородцев за рубеж. Занимаясь только внутренним туризмом, зарабатывала бы лишь на жизнь себе и работникам фирмы. А вот чтобы сделать рывок вперед: создать нормальные условия для размещения гостей, пополнить автобусный парк, построить хорошие дороги - нужны другие деньги. Где их взять?

Что имеем
Туризм не принесет прибыли без туристов. Их должно быть много. Наш партнер во Владимире фирма "Владинвесттур" обслуживает в год более 100 000 иностранных путешественников. В Нижнем Новгороде, по данным нашей фирмы и гостиниц, с собственно туристскими целями или близкими к ним останавливаются для ночевки не более 8000 человек в год. Разница в десятки раз, хотя расстояние между нашими городами 200 километров. Другими словами, огромный поток туристов идет мимо столицы Поволжья.
Чтобы туризм в нашем городе стал сектором экономики, город должен иметь достаточное количество гостиничных мест. Сегодня при самом богатом воображении и при включении всех окрестностей в радиусе 20 км можно насчитать не более 2500 койко-мест. Естественно, из этих 2500 мест к комфортабельному туристическому классу можно отнести лишь одну треть.
А парковки? Эту головную боль я испытываю постоянно. Наша фирма кормит туристов в двух ресторанах - "Купеческом" и "Трактире "Бугровъ"; чтобы "забить" место у "Купеческого", ставлю свой автомобиль заранее, пока еще нет машин, причем ставлю его поперек, ведь автобус "Мерседес" очень большой, а потом отгоняю свое авто, и на это место встает автобус. Хуже этой только ситуация возле Московского вокзала, где остановка автотранспорта вообще запрещена. Как быть с тяжелым багажом, никого не интересует. Таким "гостеприимством" мы, как говорится, удивили всех и вся.
При этом проблема гостиниц и парковок еще не первая в списке. Первая та, что Нижний Новгород как объект показа, как исторический и культурный центр не известен. Сегодня продвижением Нижнего занимаются не более 15 турфирм и в малой степени областная и городская администрации. И это потому, что мы, турфирмы и обе администрации, не все делаем правильно.
Я имею в виду полное отсутствие взаимопонимания между городской и областной администрациями. И та и другая выделяют деньги на создание туристического имиджа Нижегородчины, а объединить их не могут. И областная, и городская администрации выпустили по каталогу с нашими программами и описанием возможностей города.
Но большого выигрыша Нижегородчина от этого не имеет, потому что если коллега захочет продать тур, он продаст его по любому материалу, будь это красивый каталог, выпущенный администрацией, или каталог попроще, сделанный нашей фирмой. А вот до прямого клиента информация доходит с большим трудом. Я имею в виду рекламу.
Понимаю, что реклама на радио и телевидении - дело дорогое. И все же лучше сделать хотя бы один красивый видеоролик о Нижегородской земле и продемонстрировать его по центральному телевидению, чем печатать миллионы буклетов, которые разбираются неизвестно кем и где. А буклеты вместе со своими программами турфирмы в состоянии заказать и сами.

Программа есть, но...
Да, существует областная программа развития туризма. То, что областной администрации удается выкраивать на нее деньги, уже большое достижение. Но, по большому счету, для продвижения региона необходимы очень большие средства, а выделяются копейки. И даже эти малые деньги, которые выделяет бюджет, - выскажу крамольную мысль - было бы очень разумно тратить не на создание новых музеев, о чем, в частности, рассказала в "Бирже" за 12 апреля министр экономики и развития предпринимательства правительства Нижегородской области Галина Кузьмина. У нижегородцев культура путешествий еще не настолько развита, чтобы в выходной вместо дачи ехать в Богородск смотреть новый музей глины. Да и все музеи мира существуют за счет приезжих туристов.
Более того, в нашей области наметились ниточки маршрутов, по которым люди все-таки едут. Я считаю очень перспективными четыре направления: Городец, Семенов, Большое Болдино и Дивеево. Понятно, что областная администрация стремится раздать всем сестрам по серьгам, иначе на местах ее не поймут. Я же убеждена, что надо сосредоточить усилия на упомянутых четырех маршрутах, и делать это надо по очереди, грамотно распределяя силы и средства.
Как туроператор я считаю необходимым работать в первую очередь с коллегами. Очевидно, и привлекать надо не столько туристов напрямую, сколько, скажем, московские, астраханские, казанские и другие турфирмы. Они, вооружившись нашими программами, литературой, ценами, возможностями получить оперативную информацию, будут предлагать своим клиентам поездки в Нижний Новгород, если говорить о внутреннем туризме.
Если уж говорим о рекламе, то гостиницы Нижнего Новгорода, в отличие от других городов, вообще не помышляют о рекламировании себя, а заодно и города. А зря, ведь треть стоимости каждой путевки остается в гостиницах. Я их понимаю: им не нужны туристы. Так сложилось, что в Нижний Новгород с деловыми целями с понедельника по пятницу приезжает масса людей. Они и занимают гостиницы всю рабочую неделю. Работников гостиниц это устраивает.
Туристы же, напротив, отдыхают и путешествуют именно в выходные дни. И увеличить поток гостей в наш город при имеющейся инфраструктуре можно, только активно используя гостиницы в субботу и воскресенье. Туризм как индустрия, как сектор экономики выходных не имеет. Значит, гостиничным комплексам надо идти навстречу турфирмам, да и самим неплохо пытаться продвигать уик-энды в Нижнем. На мой взгляд, это стало бы началом для ухода с мертвой точки.

Кто главная фигура
Если говорить о главном туристическом объекте Нижегородчины, то нельзя не поддержать идею бизнесменов о том, что ведущим среди множества аспектов видения нашего города должен быть такой: сила земли Нижегородской прирастать будет делами современных купцов. И тема "Нижний Новгород - город купеческий" стала бы туристским брэндом для нашего города. Тем более что корни у Нижнего тоже купеческие. Об этом просто забыли.
Забытый имидж купеческого Нижнего надо формировать заново, и это требует затрат - денежных, моральных, идеологических, но я не вижу, чтобы область хотела в этом помогать. Она делает упор на районы. Но ведь все едут смотреть сначала Санкт-Петербург, а потом уже Царское Село, Пушкин и Павловск.
Корень проблемы я вижу... в экскурсоводах. Именно они являются носителями идеологии родного города. Можно сколько угодно пропагандировать тему купеческого Нижнего, но как гид преподнесет ее туристам, с таким впечатлением гости города и уйдут. Тем более что тема эта прежде не приветствовалась, купцы представлялись как мироеды. И если у экскурсовода такое отношение сохранилось по инерции, он будет говорить: да, замечательные здания купцы построили, но все равно они плохие. Есть, разумеется, и другие гиды, которые рассказывают, что у такого-то купца рабочий день был 8-часовым, зарплату он не задерживал ни на день, в его конторе всегда стоял самовар, и любой работник мог подойти и выпить чаю с пряником. Информация же в любом случае должна быть объективной.
Я считаю, что формировать имидж купеческого Нижнего нужно поэтапно.
1. Тематическая концепция должна быть выработана именно в администрации.
2. Люди, которые будут ее проводниками, должны принять концепцию и разработать методики и тексты экскурсий, аккредитовать гидов на эти экскурсии. На эти два этапа, в общем-то, и денег не нужно.
3. Доводить до ума инфраструктуру, связанную с этой темой. Я имею в виду, например, восстановление на площади перед Речным вокзалом в первозданном или стилизованном виде фонтана-памятника. Его когда-то установили в честь купцов, которые на свои средства сделали первый в нашем городе водопровод.
Или взять наш историко-краеведческий музей - один из лучших в Поволжье. Он уже более десяти лет закрыт, и никто не знает, что там происходит.
Не так давно я была внутри музея. Там тихо, стоят ящики. Работники дремлют. А можно было бы и через Интернет показывать фотографии экспонатов, и делать выездные, передвижные выставки.
И если уж у нашего государства не хватает на это денег, давайте кинем клич и пойдем с шапкой по кругу. Думаю, что турфирмы уж точно поддержат возрождение музея, потому что он им для работы нужен.

Если бы губернатором была я...
Я бы собрала совет профессионалов: работников гостиниц, музеев, туристических фирм, автотранспортников, архитекторов. Всем сообществом выявили бы болевые точки, затем пути и средства избавления от них (кредиты, налоговые льготы и др.). Разбили бы крупные проблемы на конкретные, более мелкие. А дальше члены сообщества взялись бы решать эти конкретные проблемы.
О гостиницах и парковках я уже говорила. Теперь о проблемах старения корпуса экскурсоводов, о подготовке новых кадров, создании новой методики проведения экскурсий и новых текстах для них. Именно администрации должны возглавить эту работу, взять в свои руки лицензирование гидов. Тем самым мы бы сосчитали, сколько их у нас, кому можно доверять проведение экскурсий, а кому нет. Особый момент - экскурсоводы, владеющие иностранными языками. Сможет ли случайный человек рассказать группе гостей из-за рубежа, например, о резном иконостасе Рождественской церкви, не погрешив истиной? Безусловно, определять квалификацию на базе соответствующих музеев должны администрации. А за аккредитацию в бюджет заплатит сам желающий водить экскурсии или фирма, в которой он работает.
И, конечно, дело администраций - наладить производство сувениров (тарелок, кружек, маек и др.) с видами Нижнего Новгорода. Хохлома, городецкая роспись, семеновские матрешки, увы, стали брэндовыми сувенирами России. Просто необходимо поддержать усилия Семеновской фабрики художественной (хохломской) росписи, которая пытается вернуть себе имя производителя этих сувениров. Нелепо, что продукция, рожденная и создаваемая на Нижегородской земле, не работает на ее имидж.


Что касается предпринимателей, я бы объединила их в своего рода попечительский совет. Бизнесмены-нижегородцы, думаю, не уступили бы самарским коллегам, заслугой которых является создание в Самаре уже известного и у нас аквапарка, огромного количества турбаз, обеспечение транспортом - словом, хорошей инфраструктуры. Самарский бизнес теперь зарабатывает не только на земляках, но уже и на нижегородцах. Наши группы с удовольствием едут к друзьям-соперникам, чей уровень жизни выше, чем у нас.
И чем лучше завтра будет жить каждый нижегородец, тем больше возможностей у нижегородского туризма стать сектором экономики города и области.

Еженедельник "Биржа" (N20-2004г.)




Copyright © 1995-2016 ИС "ВОЯЖ"

Телефоны: (831) 230-50-60
E-mail: info@travelpost.ru
Яндекс цитирования
Создание сайта - Студия ГрафитPowered by TreeGraph